О стиле конструктивизм в интерьере жилого помещения
Стиль Конструктивизм в интерьере жилых домов получил точек к своему развитию в двадцатых годах прошлого века. Это авангардистское направление перевернуло все, что раньше считалось эталоном красоты. Теперь не художественный образ выступал в роли законченной композиции, а геометрическая конструкция.
Если говорить научными терминами, то конструирование в понимании дизайнеров помещений – это прием образования форм, который основан на мельчайших деталях и расчетах. Здесь роль играют не только внешние формы, но и физические свойства объектов, материалов, их функциональность. Целью создания конструкций служит не только четкое повторение пропорций, но и способность их связать в единую модель, способную радовать глаз.
Художественная графика, как прикладная наука, выделяется на фоне остальных художественных форм. Если стиль модерн выражался через конкретные образы, четкие линии, то конструктивизм завуалировал себя: нет изогнутости, как в ар нуво, нет классических английских форм, как квадрат или прямоугольник. В новом стиле новое количество углов, граней и пропорций. Для нее главное – это деструктивность привычных человеку элементов. Влияние на конструктивизм оказало бурное развитие промышленности и технологических процессов, которые привели к широкому применению стекла, железа и бетона.
Эстетика целесообразности в стиле конструктивизм
Элементам конструктивизма в интерьере теперь свойственна своеобразная эстетичность и целесообразность. На первый план выходит рациональность строгих, несколько утилитарных форм. Считается, что новый стиль очистил себя от веяния романтики в декорациях модерна. Теперь мебель должна быть простой, строгой и удобной. Это не просто предметы интерьера, а функциональная единица, назначение которой ясно до предела. О буржуазных излишествах не может быть речи.
Предельная простота, «упрощенная» до минимума: кровать только для сна, стул для сидения, шкаф – не нужен шкаф, если можно повесить гардероб на гвозди, вбитые в стену. Все компактно, в каркасах, никаких дополнительных объемов, даже зрительно увеличивающих то, что находится внутри комнаты, строгая архитектура комнат: стена, пол, потолок без излишеств.
Стиль конструктивизм в интерьере квартиры полностью лишен таинственности и романтизма. Никаких орелов, способных будоражить мысль. Новый стиль рационалистичен, подчиняется логике построения конструкций, признакам функциональности и целесообразности. Технический прогресс с его упрощенными формами – пример для подражания. У человека, вступившего в 20 век не должно остаться пережитков прошлого, так как демократичность общества должна сделать всех равными. Флористика модерна утомила: даешь простоту в не изощренности!
Мебель и история стиля конструктивизм
Как только отгремели последние залпы Первой мировой войны, стиль конструктивизм нашел себя в мебели. Он быстро завоевал главные позиции. Этому способствовал авторитет архитекторов, новаторские сооружения которых стали служить интерьерами, в которых проходила демонстрация новинок мебельного мастерства. Если сравнивать новый стиль с предшествующими (Барокко или Ампиром), то конструктивизм резко бросается в глаза отсутствием лепки на стенах и потолке. Однако он во всю ширь им используются ниши и применяется подсветка. Отличительной чертой мебели считается ее мобильность, функциональность. Стиль конструктивизм сыграл на этих качествах и укрепился в своем художественном решении.
Теоретическое утверждение, что любая деталь в доме - это вещь, принадлежала архитектору из Вены Адольфу Лоосу. Он не только был консерватором, но и неплохим оратором. Выступая на многочисленных конференциях, автор старался донести до собравшихся в зале, что в новом веке нет места излишествам не только в строительстве, но и в дизайнерских решениях. В книгах, вышедших под его руководством, он критиковал прошлые веяния, считая орнамент почти преступлением. В его теории жилой дом человека уже трактуется как неделимая форма, лишенная всех элементов декора, а дизайн помещений должен быть истинным и чистым.
Некоторые особенности конструктивизма, как необычного стиля
В отличие от пышности интерьеров предшествующей эпохи, выдержанной в стиле модерн, которые напоминали собой удобную раковину, современные дома конструктивистов стремились к подражанию промышленным объектам, которые назывались футуристическим мегаполисом. В школах дизайна, созданных художниками-конструктивистами учили творить не гениальные вещи (картины, скульптуры), а заниматься конструированием всей обстановки. Так в одной мастерской создавался предметов, окружающих человека. Главным считался не внешний вид предмета интерьера, а его функции с прямоугольными и четкими плоскостями.
Преобразилось и само помещение: исчезло деление на зоны, лишние перегородки, пространство расширилось, в моду вошло все, что двигается ( в том числе и стены). Коридоры и кухни растворились, превратив все пространство в единую плоскость. Гигантизм вошел в моду: пол и потолок теперь соединял высокий прямоугольный шкаф или такая же стена, начисто лишенная даже маленького рисунка. Металл вообще был позабыт, лишь 5 цветов могли доминировать в доме – синий, красный, черный, желтый и белый. Эти тона и есть конструктивизм 20-х годов прошлого столетия. Философия времени нашла свое отражение в философии эпохи, которая трактовала все из своего угла. Плакат – вот главная движущая сила: жилье тот же плакат, идейный смысл которого выражался в четком шрифте.
Малогабаритные квартиры есть наследие конструктивизма, ориентированное на определенную категорию тех, кто в нем поселился. Нормы жилой площади впервые заговорили на государственном языке, да и сейчас говорят. Новый стиль интерьера стал называться рабочим, так как предназначался для тех, кто желал вписаться в социальное жилье, как идеальный вариант для проживания.
Монолитный бетон и его конструкции позволяли строить однотипные кварталы, сборные конструкции быстро возводились на фундаментах. Сокращался срок ввода в эксплуатацию объектов, исчезало лицо индивидуала. Эпоха закончилась, но традиции и ее последователи остались. До сих пор они придерживаются конструктивных правил в интерьере, что не умаляет достоинств стиля.