Декоративная штукатурка вместе с искусственным камнем прочно держит пальму первенства среди отделочных материалов. При использовании натуральных материалов и традиционных технологий декоративная штукатурка своими руками экономит до 80% затрат на отделку или позволяет начать высокорентабельный мелкий бизнес: компоненты дешевы, а работа сложна и дорога.
Образцы декоративной штукатурки
Другое немаловажное достоинство – огромное богатство расцветок, фактур и рельефов, примерно равноценных по трудоемкости и себестоимости. На рисунке – лишь малая часть из доступных текстур, каждая из которых имеет еще и разновидности, и может варьироваться в зависимости от способа нанесения. В интерьере декоративная штукатурка дает свободу дизайна: нужно только сказать, какая поверхность нужна, а мастера сделают, лишь бы заказчик не требовал другой вид отделки.
Люди с художественными способностями только штукатуркой могут создавать настоящие произведения искусства, см. след рис. Умелый мастер может добиться эффекта полного присутствия настоящего в выдуманном, как на рис. слева. Но, конечно, прежде чем браться за такие работы, нужно полностью освоить всю технологию и до тончайших нюансов прочувствовать материал.
Живописные работы декоративной штукатуркой
Наконец, в продаже имеется много готовых смесей на полимерной основе, прочных, стойких и предназначенных для разных режимов температуры и влажности. Хотя они не дешевы, но технология нанесения декоративной штукатурки промышленного производства не сложна, тщательного трудоемкого выравнивания подстилающей поверхности не требуется, так что в целом отделка декоративной штукатуркой может оказаться дешевле обычной штукатурки с последующей поклейкой обоев и покраской.
Так из чего его делают, этот замечательный материал? Можно ли его сделать самому? Как с ним работать?
Сделать декоративную штукатурку самому из натуральных компонент несложно, нужна только аккуратность и простой инструмент. Готовые смеси на полимерной основе требуют промышленной технологии изготовления, но отделывать ими стены проще, чем штукатурить под обои или покраску. Работа с декоративной штукатуркой технически не сложна, но самый точный робот с ней не справится: нужна некоторая доля художественного вкуса.
А самое главное – речь идет не об одном материале, а о многих видах и разновидностях. Основные будут описаны в настоящей статье, но прежде всего – о составе и его компонентах. Затем – подготовительные работы, и уж потом – за дело.
Состав и компоненты
Декоративная штукатурка для внутренних работ состоит из наполнителя, дающего общий тон, прочность и стойкость, пигмента (колера), структурных (моделирующих) элементов, поверхностных или объемных, и связующего, скрепляющего все это в монолит. Готовое покрытие для повышения поверхностной стойкости лессируют – вводят в тонкий поверхностный слой упрочняющий состав.
Наполнители
Самым распространенным наполнителем был и остается чистый мелкий белый речной песок или тонко молотый кварцевый песок. Для настоящей венецианской штукатурки (см. далее) его частично или полностью заменяют мраморной мукой. Все большее распространение получают синтетические самоформирующиеся наполнители (высыхая, штукатурка сама сморщивается в уникальный рельеф), но смеси с ними производятся только промышленным способом и продаются готовыми.
Пигменты
Смеси придают окраску (колеруют) пигментами, минеральными и органическими синтетическими. Натуральные органические пигменты (кошениль, индиго) в штукатурке быстро выгорают. Пигмент может быть в виде порошка, тогда его вводят в наполнитель до замешивания; пастообразные и жидкие пигменты вводят в готовую к нанесению смесь.
Для создания любого цвета в принципе достаточно красного, зеленого и синего – основных базисных цветов, но штукатурка сама по себе не светится, ее цвет создается за счет вычитания дополнительных цветов из отраженного белого. В колориметрии такой способ расцвечивания называется субстрактивным.
Поэтому, чтобы получить чистые и/или глубокие тона, нужны дополнительные цвета: желтый, голубой (бирюзовый), пурпурный (лиловый, фиолетовый), и ключевой цвет (key color); при белой подложке ключом будет черный. Синтетических пигментов любого цвета в продаже более чем достаточно, а из минеральных для натуральной штукатурки можно рекомендовать следующие:
- Красный – красная охра, прокаленный гематит, красный кадмий. Киноварь – ни в коем случае, это соединение ртути! Кадмий тоже токсичен, но не летуч, химически стоек и из штукатурного слоя не мигрирует.
- Желтый – желтые охры, аурипигмент, желтый сурик.
- Зеленый – малахит (молотый), псевдомалахит, керченит, зеленый хром, бриллиантовый зеленый в порошке.
- Голубой – синий (след. пункт) в смеси с цинковыми или титановыми белилами; азурит и диоптаз дороги.
- Синий – лазурит (ляпис-лазурь), синий кобальт, вивианит (минеральный индиго).
- Фиолетовый – прокаленный лазурит, окислы марганца. Аптечная марганцовка не годится, и вовсе не из-за регламентированного оборота: химически агрессивна (сильный окислитель), активно мигрирует.
- Коричневый – темные охры, железный сурик.
- Черный – сажа газовая, древесный уголь.
Примечания:
- Фиолетовый, лиловый и пурпурный; голубой с бирюзовым – зрительно разные цвета. Но относятся они к одной зоне спектра – смешивая их с желтым, можно получить один и тот же красный или зеленый, только соотношение компонент будет иным.
- Газовую сажу не выскребают из дымохода. Она продается именно как пигмент в строительных и художественных магазинах.
В общем, для декоративной штукатурки стен пойдут любые минеральные пигменты для станковой живописи, дело только в цене. Есть же разница – написать икону, которую потом купят за несколько тысяч долларов, или отделать два десятка квадратов, уложившись в семейный бюджет. Для блеска в качестве пигмента используют металлические порошки.
Органические пигменты дешевле многих минеральных, могут быть иридирующими (жемчужными, металлик) и флуоресцентными (самосветящимися после облучения Солнцем). Но учтите – органики, которая не выгорала бы десятилетия, не говоря уже о столетиях, нет и в принципе быть не может. Наивысшая достигнутая на сегодня ее стойкость к ультрафиолету – 80 лет, при цене покрытия $4 за квадратный дюйм.
Моделирующие элементы
Для формирования текстурной поверхности в смесь вводят, или напыляют на готовое покрытие, разного рода хлопья, волокна, гранулы, вплоть до золотых шариков. Подробнее об этом будет сказано в описании видов штукатурок, но важно знать: минеральные штукатурные смеси структурируются очень плохо. Нужно или точно соблюдать проверенные рецепты, или иметь огромный опыт работы, чтобы экспериментировать самому.
Связующее
Для штукатурки используют минеральные и органические полимерные связующие. Первые не очень липки, но проверены веками и дешевы; вторые – намертво прилипают к чему угодно, кроме чистого стекла, полированного металла, полиэтилена и фторопласта, хорошо тянутся при высыхании, но дороги и в эксплуатации менее 100 лет.
Минеральное
Цемент и простой гипс для декоративной штукатурки не используются: первый дает слишком грубую поверхность и грязноватый тон окраски, а второй непрочен. В продаже есть смеси на основе модифицированного полимерными присадками гипса, но их надежность веками еще не проверена.
Натуральную декоративную штукатурку чаще всего делают на известковом тесте. Она дешева, прочна, долговечна, позволяет использовать самые разные декоративные техники, но ее адгезионная способность невелика, поэтому требуется хорошая, и довольно трудоемкая, подготовка поверхности. Рельеф можно получить только лепкой по мокрому или по трафарету – не пластична, не тянется.
Иногда, для не особо ответственных по дизайну, но требующих повышенной стойкости покрытий (например, в прихожей), берут штукатурку на связующем из жидкого стекла – силикатную. Она прочна, хорошо липнет, но грубовата, и вводить в нее можно далеко не всякий пигмент.
Для особо ответственных случаев связующее берут магнезиальное: каустический магнезит (окись магния) MgO, затворенный водным раствором хлорида магния MgCl2. Компоненты едкие, по отдельности опасные, смесь нужно готовить непосредственно перед применением, строго соблюдая правила химической технологии, но штукатурка выходит исключительно прочной и влагостойкой.
Органическое
Основные органические связующие – акриловая смола и силикон, который уже кремнийорганика. И то, и другое отлично липнет и тянется. Акрил гораздо дешевле; цена готового покрытия сопоставима с таковой на «минералке»; толщина слоя – до 12 мм. Силикон очень дорог, но позволяет делать выпуклые барельефы, горельефы и даже круглую скульптуру.
Смеси
Стандартный состав штукатурных смесей для внутренней отделки таков:
- наполнитель – 3 весовых части;
- связующее – 1 весовая часть;
- пигмент – 2-12% от веса смеси по результатам выкраса, см. ниже;
- моделирующие добавки – по секретной фирменной технологии или результатам собственного уникального опыта.
Примечание: в штукатурку на акриловом связующем можно вводить до 80-90% наполнителя с пигментом в совокупности, как для жидкого камня. Стену для такой штукатурки следует подготовить, как под венецианскую на акриловой подложке, см. далее, и все-таки ограничиться 4 частями наполнителя с пигментом на 1 часть связующего – штукатурка не столешница, она не лежит, а висит на стене.
Выкрас
Отделка стен декоративной штукатуркой немыслима без пробных выкрасов. Они нужны не только для подбора тона и проверки текстуры, но и для пробы на прочность прилегания: после полного высыхания пробы выкрас переворачивают вверх дном или ставят на попа и постукивают по его тыльной стороне обухом рукояки валика или шпателя. Если не отваливается – будет и на стене держаться.
Выкрас делают на фанерном щите 0,5х0,5 м толщиной 8-20 мм. Фанера нужна без пропитки, самая простая, на казеиновом клее, из хвойных пород или березовая. Заменять фанеру гипсокартоном или другими плитными материалами нельзя: именно простая фанера на казеине держит штукатурку так же, как подготовленная стена.
Примечание: фанера для выкраса нужна не расслоившаяся и новая, не пыльная и не захватанная. Пыль и жиропот резко снижают адгезионную восприимчивость подложки.
Лессирование
Лессирование – заключительная операция декоративной штукатурки. Ее назначение – придать рельефу и/или росписи поверхностную стойкость. Традиционный способ лессирования старых минеральных штукатурок – пчелиным воском: куском воска расчерчивают поверхность накрест, затем растирают роговой губкой, тонким войлоком или лощилом из сыромятной кожи.
воск для лессирования
Восковое лессирование – трудоемкая и ответственная операция. Воск наносят и растирают многократно, и в то же время нужно не стереть рельеф и не протереть рисунок. Достаточно сказать, что качество лессирования в старину проверяли, прикладывая ладонь к противоположной стороне стены: она должна была протеплеть насквозь от нагрева трением.
В наше время лессируют либо прозрачным акриловым лаком – он легко проникает в поверхностный слой любой штукатурки – либо специальными лессирующими составами однократного применения; их просто наносят валиком или кистью. Но есть нюанс: если используется готовая смесь, то лессировать нужно составом того же производителя, и предназначенным именно для этой смеси. Проверить на совместимость всю, какая есть на рынке, штукатурную продукцию, физически невозможно.
Надо сказать, что некоторые производители бессовестно используют это обстоятельство в корыстных целях: смесь вроде бы недорогая, а лессировка для нее… нет слов, один исконный русский ненорматив. Поэтому, выбирая готовую смесь, обязательно прочитайте в ФИРМЕННОЙ инструкции, чем ее рекомендуется лессировать, и поинтересуйтесь, сколько это стоит. На крайний случай – акриловый лак пока еще не испортил никакую штукатурку.
Видео: пример лессировки в ролике производителя лаков
Инструмент
Для работы по декоративной штукатурке помимо обычного штукатурного инструмента понадобится и специальный: фактурные валики, штампы, растирочная губка, см. рис. Не помешает также и набор зубчатых шпателей, особенно если предполагается дизайн модернового клона.
Инструменты для декоративной штукатурки
Валики и штампы должны, во-первых, быть мягко-упругими, иначе получится не уникальный рельеф, а прокатка валком. Во-вторых, они не должны облипать смесью. Для постоянного использования лучше обзавестись валиками с тефлоновым или полиэстерным покрытием – они долговечны. Для разовой самодеятельной работы лучше приобрести дешевые полиэтиленовые.
О губках для растирки нужно сказать особо. Элитная отделка до сих пор растирается натуральными морскими роговыми губками; в продажу они идут как «коралловые», хотя губка – совсем не коралл, и стоят дорого. Добывается два вида роговых губок: туалетная и конская. Первая нежнее, идет на чистовую затирку, а вторая, погрубее – на черновую.
Однако практика показывает, что роговые губки с успехом заменяет обычная двухслойная кухонная губка для посуды. Ее жесткой волокнистой стороной ведут черновую растирку, а мягкой поролоновой – чистовую. Кухонная губка на штукатурке очень быстро изнашивается, но и стоит гроши.
Подготовка стен
Подготовка стен под декоративную штукатурку производится в следующем порядке:
- Заделывают трещины.
- Шпаклюют прочной цементной шпаклевкой.
- Штукатурят соколом на весу БЕЗ МАЯКОВ, даже наводных; идеальной ровности, как под покраску или обои, добиваться не нужно – декор скроет мелкие недостатки.
- Тщательно обеспыливают сухой макловицей, затем просасывают пылесосом с пылесборником.
- Под все штукатурки, кроме венецианской – грунтуют грунтовкой глубокого проникновения по камню или штукатурке.
- Под венецианскую штукатурку – делают подложку с песком, см. ниже.
Маяки в базовой штукатурке использовать нельзя по следующей причине: базовый слой может быть не очень ровным, но должен быть идеально однородным. Заделанные канавки от удаленных маяков, высохшие наведенные маяки эту однородность нарушают, что через пару-тройку лет приведет к отслоению декора.
Базовую штукатурку лучше брать теплую на вспученном вермикулите. Пенопластовая и т.п. не прочна, а в декоративной штукатурке, как нигде еще, нужно соблюдать непреложный отделочный принцип: сильное и тяжелое не должно ложиться на легкое и слабое.
Зачем нужна именно теплая штукатурка? Декор по сути своей неоднороден, из-за чего чувствителен к температурному градиенту (перепаду температур) по толщине слоя. Несущие стены сейчас строят более из силикатного кирпича и бетона, обладающих довольно высокой теплопроводностью, из-за чего при резких переменах погоды градиент может выйти за пределы допустимого. Если же коробка из керамического кирпича, то топят сейчас не печами, а радиаторами, и стены метровой толщины не делают, что может дать тот же результат.
Подкладка под венецианку
Нанесение натуральной венецианской штукатурки требует значительных физических усилий, а замена песка мраморной пылью снижает адгезию смеси. Кроме того, чтобы венецианка показала себя во всей красе, подложка под нее должна отражать свет с блеском.
Старинный способ грунтовки под венецианку – покраска свинцовыми или цинковыми белилами (туцией) на льняном масле с примесью мелкого кварцевого песка и молотого состарившегося и потерявшего ценность жемчуга. Сейчас базовую поверхность под венецианку красят жемчужной акриловой краской, тоже с добавкой песка, для улучшения адгезии вследствие шероховатости.
Сколько нужно песка? Примерно 5-15% по весу. Точно определяют пробой на ноготь по высохшему выкрасу: ноготь должен идти легко и плавно, и на нем должно остаться равномерно-шероховатое белое пятнышко. Если видны отдельные царапинки – песка мало или он слишком крупный. Если тормозит, как по наждачке – песка много.
Можно ли грунтовать по-старинке? Не рекомендуется. Во-первых, заменять жемчуг более дешевым, но все же дорогим жемчужным патом нет смысла: пат делают из чешуи мелких сельдевых рыб – кильки, тюльки, салаки, кибинаго – и по своим физико-химическим свойствам он совсем не жемчуг. Во-вторых, городская квартира – не родовое гнездо. Когда-то опять будет ремонт, и впитавшееся в стену масло проявит себя пятнами на обоях или краске, а избавиться от них очень трудно.
Приемы работы
Способы нанесения декоративной штукатурки несколько отличаются от них же для обычной, и включают дополнительные операции: подкрашивание, лепку, растирку, лессирование. О лессировании уже сказано; как делать венецианку, будет сказано особо далее. Здесь речь пойдет об общих приемах ручной работы. Механизированные способы: набрызг для получения сосулек на потолке и т.п. – предмет отдельного разговора.
Есть еще одно существенное отличие: декоративку можно, и нужно, делать многослойной, для художественного эффекта. Она ничего более на себе держать не должна, а лессирование ее укрепит. Слоев может быть до 15 и более, сколько позволяет материал: толщина готового покрытия по впадинам рельефа не должна превышать 6 мм. Слои могут быть как сплошными, так и кусочными, но обязательно – мокрым по мокрому. Пусть предыдущий уже начал схватываться, но он должен быть влажным на вид и на ощупь.
Нанесение
Готовую «декоративку» нужно наносить, разумеется, не соколом и правилом по маякам, а широким шпателем на весу. Смеси довольно вязкие, шпатель удобнее тянуть двумя руками, а мелкие неровности не имеют значения, т.к. дальнейшей отделки не предполагается.
Шпатель, ровный или зубчатый, тянут снизу вверх вертикальными или наклонными полосами. В отличие от обычной, декоративку допустимо, ради пущего эстетического эффекта, наносить лучами вразбежку или со сгоном к центру. Шпатель тянут с небольшими волночками, покачивая поперек; так смесь лучше прилипнет к стене.
Подкрашивание
Нанесенный слой можно подкрасить (заколеровать) поверх, нанеся на него мохнатым валиком или флейцевой кистью тонкий слой той же смеси, но с дополнительным колером и разжиженной добавлением воды. Колеровать можно как мокрым по мокрому, под лепку, так и уже схватившийся, но еще сырой слой – под растирку.
Лепка
Лепка (которую можно делать валиками, штампами или просто пальцем в латекстной перчатке) не только создает рельеф. Лепка мокрого подкрашенного слоя разгоняет пигмент к вершинам рельефа, что уже дает некоторый переход цветов.
Растирка
Растирку слоя делают для следующего:
- Губкой черновую – под следующий слой.
- Ею же черновую и чистовую – чтобы растушевать нанесенный пятнами колер.
- Соколом или шпателем по едва схватившемуся рельефу – чтобы сгладить его вершины в один уровень и выделить его цветом; так растирают штукатурки типа короед.
Штукатурка по трафарету
Смысловые изображения штукатуркой можно делать по трафарету толщиной 1,5-4 мм. Трафаретный слой может быть как финальным, так и промежуточным. Если предыдущий слой ровный, трафарет проще сделать из картона; если рельефный – из пеноплена или мягкой резины. Смесь втирают в трафарет узким шпателем или вбивают торцевой кистью. Чтобы выделить по цвету, немного подсохший рисунок затирают, или наоборот, втирают в него губкой колер.
Видео: нанесение декоративной штукатурки по трафарету
О сушке
Декоративную штукатурку сушат в проветриваемом помещении только естественным способом. Воздействие прямых солнечных лучей недопустимо: кроме завешивания открытых окон марлей или тюлем, нужно над окном устроить временный козырек или внутри – оттеняющие экраны. Ускорять сушку любым способом недопустимо, кроме отдельных участков под кракелюр, см. далее.
Открыть свое творение для обозрения можно через сутки в ясную погоду или двое в пасмурную, а пользоваться комнатой – через неделю. Для схватывания очередного слоя требуется от 2 до 12 часов в зависимости от вида штукатурки и температуры. Спустя 15 часов после нанесения слой считается непригодным для работы мокрым по мокрому. Это уже или финиш, или вся работа испорчена.
Виды штукатурок
Виды декоративной штукатурки при всем их разнообразии не так уж сложно классифицировать, если исходить из конечного результата:
- Венецианская – можно считать, прародительница всех прочих.
- Лепная (рассмотрена ранее).
- Восковые штукатурки.
- Штукатурки отточенто (волокнистые).
- Фактурная.
- Структурная.
- Флок-штукатурка.
- Моделирующие штукатурки.
Венецианка
Венецианская штукатурка изобретена была еще в Древнем Риме. В античные времена массовым строительным материалом был мрамор, от обработки которого оставалось много отходов. Практичные римлянке мололи его в пыль и заменяли ею белый песок, которого в природе не так уж много. Затем заметили, что тонкий слой просвечивает, и стали наносить послойно, тщательно растирая каждый слой (рабский труд стоил дешево), что позволило получать покрытия, просвечивающие почти как настоящий мрамор, но пригодные для слабых и изогнутых стен. Нанося кусочные слои с наполнителем из цветного молотого камня, имитировали травертин и др. облицовочные материалы.
Венецианская штукатурка в различных интерьерах
Довел до совершенства технологию венецианки в XVI в. один из титанов Возрождения, величайший архитектор Запада Андреа Палладио. Он же первый стал создавать техникой венецианки художественные изображения. Сейчас венецианка возрождается, чему немало способствуют дешевые цены на мраморную муку (горнодобывающие компании предлагают наперебой) и появление недорогих и малотрудоемких акриловых красок и лаков для подложки и лессирования. Венецианка многократно и со знанием дела описана, поэтому раскроем лишь отдельные секреты.
Кракелюр
Венецианку часто искусственно состаривают, делая трещиноватость – кракелюр. Технология проста: слой покрывают специальным кракелюрным лаком (дорогим). Застывая, он ссыхается и тянет за собой штукатурку.
Есть способ удешевить кракелюр и сделать его более естественным на вид, не снижая прочности покрытия. Но предварительно нужно потренироваться на выкрасах:
- Кракелируемый участок подсушивают, постоянно зрительно контролируя, инфракрасным излучателем с рефлектором; хорошо подойдет древний электрокамин-чаша.
- Чуть наметились трещины или ранее, смотря по опыту, подогрев прекращают, трещины сами расползутся.
- В трещины зубоврачебным шпателем втирают штукатурный состав, заколерованный до черного или темно-серого газовой сажей; можно добавить темный сурик.
- Остатки наполнителя стирают губкой.
- Наносят тонкий полупрозрачный сплошной слой без колера.
Видео: способ нанесения венецианской штукатурки кракелюр
Каррара
Не увлекайтесь цветными пятнами. Если не поленитесь нанести 10-12 слоев, и навык кое-какой уже есть, наполнителем возьмете чисто белую мраморную муку на известке, и отлессируете воском, даже тонкий знаток сразу не отличит такую венецианку от изысканнейшего каррарскоко мрамора, месторождения которого ныне почти исчерпаны.
Прожилки
Темноватые прожилки на природном мраморе – включения битуминозного мрамора. Их имитацию легко получить искусственно: очередную порцию смеси колеруют газовой сажей на 5-15%, делают мазки изогнутым медицинским шпателем и растирают губкой. Обязателен следующий сплошной слой без колера.
Видео: урок по венецианской штукатурке
Восковые
У венецианки есть серьезный недостаток и в то же время достоинство: она дышит, т.е. гигроскопична. Но ведь и в ванной хочется порой сделать декоративную штукатурку под какой-нибудь природный камень. Тут изобретателями оказались французы: кто-то придумал вводить в наполнитель 1/4-1/5 целлюлозных (растительных) волокон, мелко намолотых и проваренных в воске. Так появилась штукатурка «марсельский воск», на рис. слева, совершенно водонепроницаемая.
Восковые штукатурки
Заменив целлюлозу лигнином из древесных отходов, получили затем андалузский воск (в центре), более грубый на вид, но и более дешевый. Сейчас все «восковые» штукатурки для помещений с повышенной влажностью делают готовыми к употреблению на акриле; их собирательное название – штукатурки типа мизури, справа на рис.
Видео: пример римской штукатурки под камень
Волокнистые
Следующий шаг в увеличении прочности и эстетических достоинств штукатурных покрытий сделали опять итальянцы. Они вместо растительных волокон применили животные в виде шелковых нитей, получив бархатистую штукатурку отточенто, слева на рис. В современности классическую дорогую отточенто опять же заменили синтетикой на акриле, ничуть ей не уступающей.
Волокнистые штукатурки
Торговые марки аналогов отточенто – вельветон (в центре) и вельветекс (справа). В чем между ними разница, толком не могут объяснить и сами производители. В расхожем суждении считается, что в вельветоне волокнистая присадка собрана в более-менее отчетливые конгломераты, а в вельветексе более-менее равномерно распределена. И то, и другое продается готовым к употреблению.
Фактурная
Фактурная штукатурка
Фактурная штукатурка – изобретение эры высоких технологий. В сущности, это уже не штукатурка, а жидкие обои: фактурные элементы вводятся в готовую смесь при изготовлении. Наносится фактурная штукатурка без особенностей; готовая поверхность – ровная. Чаще всего не требуется и растирка. Есть фактурные штукатурки, имитирующие венецианку, но они не дышат.
Фактура может быть как хаотичной (см. рис. слева), так и регулярной, и даже с претензией на выразительность: листики, цветочки, бабочки и пр. Фактурные штукатурки находятся в состоянии бурной эволюции в направлении – плеснул на стену из ведра, высохло, получилась Джоконда или Венера Боттичелли.
Фактурные штукатурки применяются, как правило, на кухне и в других маленьких помещениях со сложным температурно-влажностным режимом, но где требуется пестрый веселенький дизайн: они слишком дороги для отделки больших площадей, но абсолютно гигиеничны и гигроскопичны. Для спальни и детской не годятся – бликуют и не дышат.
Структурные
Со структурными штукатурками имеет место некоторая путаница в определениях: одни относят к ним любые рельефные штукатурки, в т.ч. лепные и трафаретные (см. рис. в параграфе и в начале текста); другие структурными считают только готовые к употреблению самоформирующиеся, т.е. такие, которые приобретают случайный уникальный рельеф при высыхании. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. технология нанесения тех и других сильно различаются: одни нужно доводить руками при наличии довольно развитого художественного вкуса, а другие просто намазывают шпателем, и конечный результат никак не зависит от воли и желания мастера.
Самоформирующиеся готовые штукатурки изготовляют в промышленных условиях, но выбор необычайно богат, и ассортимент все время расширяется. Делаются они на акриле с синтетикой, пригодны для внутренней отделки любых помещений.
Ходовые текстуры – короед (вторая и третья слева), террако, справа крайняя – дешевле благодаря минеральному наполнителю; получаются прокаткой валиком и затиркой по верху шпателем. Структурные штукатурки легко дополняются трафаретными, т.к. рельеф невысок.
Видео: структурное нанесение штукатурки
Флок
Флок по-немецки снежинка. Флоки (не ледяные, конечно) напыляют специальным распылителем на покрытую клеем оштукатуренную поверхность, см. слева на рис. По высыхании клея плохо прилипшие флоки смахивают кистью или щеткой и, также из пульверизатора, наносят акриловый лак. Флоки, клей и подстилающая штукатурная смесь продаются готовыми к употреблению в наборах или по отдельности. В таком случае, на упаковке флоков указывается, с какой подстилающей штукатуркой и на каком клее они совместимы.
Флоковая и моделирующие штукатурки
Некоторые умельцы делают флоки сами, набрасывают горстями и обдувают, едва начнет схватываться клей, сильной узкой струей воздуха из пылесоса, чтобы аккуратно придавить. Самодельная флок-штукатурка хорошо получается только по акриловой основной; к силиконовой или минеральной флоки приклеиваются слабо.
Моделирующие
Моделирующие штукатурки, в сущности, разновидность флоковых: инородные гранулы вводятся в готовую к употреблению смесь при ее изготовлении. Варьируя состав смеси, размеры, материал и форму гранул, получают покрытия «барашек», под шубу, «апельсиновая корка», «дождик» и др., см. пред. рис. Техника нанесения – обычная или напылением.
Видео: разные способы нанесения одной и той же декоративной штукатурки
А дальше?
Штукатурная технология переживает период расцвета; можно даже утверждать – свой золотой век. Ассортимент и эстетика готовой продукции непрерывно расширяются, а техника нанесения упрощается. Общая тенденция: пошел-купил-плеснул-подождал-3D готово.
Королева декоративных штукатурок – венецианская штукатурка – переживает второе рождение. Освоив ее технику, можно сэкономить львиную долю затрат на элитную отделку или начать собственное прибыльное дело.
***
© 2012-2020 Вопрос-Ремонт.ру
cope itemtype="https://schema.org/Article" data-nonce="5893755ace">
(Пока оценок нет)
cope itemtype="https://schema.org/Organization">
Загрузка...