Все мы знаем наизусть фильм Эльдара Рязанова "С легким паром", вышедший в прокат в 1976 году. Можно сказать, что с выходом этого фильма критика градостроительной политики в нашей стране приобрела поистине всенародный характер. С 1976 года и по сей день любой гражданин нашей страны знает, что все отечественное градостроительство сводится к застройке типовых спальных микрорайонов типовыми многоэтажными домами. Что самое смешное - так оно и есть, за сорок лет ничего не изменилось.
Гениальному режиссеру не сложно было убедить своих зрителей в том, что это плохая градостроительсная политика. Не только потому, что он мастерски владеет выразительными художественными приемами, а потому, что это действительно так. Ничего нет и не может быть хорошего в типовых городах типовых микрорайонов типовых домов. Оценить масштаб бедствия можно, разглядывая спутниковые снимки городов. Застройку второй половины двадцатого века и наших дней на этих снимках вы безошибочно отличите от всего остального. Глубину и силу авторской мысли вы оценить не сможете по одной простой причине - ее там нет. Незначительные вариации на заданную тему, не более того. Иногда в проектах с частным инвестированием могут промелькнуть интересные работы проектных мастерских http://artpot.ru/ , однако это исключение только подтверждает общее правило.
Поражает позиция градостроителей. С упорством, достойным лучшего применения, они продолжают свое неблагодарное дело. Не взирая на критику и очевидную абсурдность своих действий. Специалисты с очень серьезным видом объяснят вам, почему города и микрорайоны надо проектировать именно так, и ни как иначе. В этих объяснялках - зацикленная последовательность, рекурсия, из нескольких утверждений, проистекающих одно из другого, как в детской дразнилке "У попа была собака ... " Порвать этот укоренившийся в сознании порочный круг нашим горе-проектировщикам не удается, да они и не пытаются.
За годы, и даже десятилетия, тренировок в спорах с оппонентами, аргументация была отточена до совершенства. Теперь это по праву драгоценный алмаз в короне короля софистики. Были подобраны самые подходящие слова, отброшены все лишние и слабые утверждения. Теперь, не сговариваясь, градостроители с разных концов страны могут хором, в унисон, произнести свою речь. Она у них одна на всех. Главная и единственная. Все-таки, они без малого сорок лет находятся под шквальным огнем публичной критики. Причем критики единственного корневого проекта, из которого они черпают все прочие свои творения. Не поленитесь, и полистайте спутниковые снимки отечественных городов, а затем сравните это с пригородами Милана. В любом маленьком пригородном Миланском районе вы найдете идей и их созвучий в блестящих ансамблях больше, чем во всем отечественном градостроительстве за последние сорок лет. Не сложно убедиться на собственном опыте, что наш смех сквозь слезы насчет единственного корневого проекта на все наше градостроительство имеет под собой самые серьезные основания.
Незначительное количество инновационных проектных мастерских http://artpot.ru/ , опираясь исключительно на зарубежный опыт, выдают интересные проекты, достойные внимания. Но это, конечно, капля в море. Как это ни печально, но краткий обзор отечественной градостроительной политики можно только горесно завершить риторическими вопросами "Кто виноват?" и "Что делать?"